При эксплуатации асинхронных электродвигателей общепромышленного назначения, которые функционируют в режиме постоянной нагрузки, возникает нагрев подшипников и обмотки статора. Постоянное повышение температуры негативно влияет на длительность эксплуатации электродвигателя и ставит под угрозу безопасность.

Перегрев может стать причиной заклинивания подшипников, нарушения целостности изоляции обмоток, замыкания между витками и других серьезных проблем.

Чтобы предотвратить эти негативные последствия и предупредить перегрев, современные электродвигатели оснащаются датчиками температуры. Установка датчика позволяет продлить срок службы электромотора и исключить преждевременные поломки.

Сегодня электромоторы общепромышленного назначения имеют в своей конструкции встроенные чувствительные элементы на базе термосопротивлений или же аналогичные – биметаллические и термисторные. Такие элементы могут быть установлены в подшипниковый щит или в обмотку статора. Как только температура двигателя превысит допустимый предел, датчик автоматически отключит питание электромотора либо запустит дополнительное охлаждение (вентилятор).

Такой способ предупреждения перегрева считается наиболее простым и одновременно надежным. Двигатели с термодатчиками сегодня востребованы в различных сферах промышленности.

Типы термодатчиков

Термодатчики для общепромышленных асинхронных электродвигателей подразделяются на следующие категории:

  • РТС-термисторы (РТС – positive temperature coefficient),
  • биметаллические датчики,
  • датчики термосопротивления.

Термисторы представляют собой полупроводниковые резисторы, реагирующие на изменение температур. В таких резисторах сопротивление повышается, как только достигнут критический уровень температуры.

Биметаллический датчик – вогнутая пластинка с закрепленным на ней подвижным контактом. Если происходит нагрев до критической температуры, пластинка выгибается в другую сторону, разрывая тем самым цепь питания.

Термодатчики могут быть установлены на подшипник, в обмотку статора или на активное железо. Если датчик установлен в обмотку, то он позволяет осуществлять защиту двигателя от перегрева путем отключения от питающей сети в случае критического повышения температуры на обмотке.

Некоторые производители устанавливают РТС-датчики в обмотку даже в стандартной сборке двигателя. Как правило, речь идет о датчиках РТС-150, рассчитанных на отключение мотора при температуре 150 градусов. Такие датчики могут устанавливаться на общепромышленные и взрывозащищенные моторы.

На подшипники устанавливаются датчики РТС, рассчитанные на отключение при температуре 100 градусов. При наличии такого датчика в обмотку монтируются дополнительные термочувствительные элементы РТС – от 135 до 150 градусов.

Однако не все электродвигатели сегодня имеют температурную защиту. До сих пор многие заводы выпускают модели без встроенных датчиков. Кроме того, зачастую защита устанавливается производителем только на ограниченные типоразмеры моторов или на двигатели с определенной мощностью.

Специалисты не рекомендуют эксплуатировать асинхронные моторы с постоянной нагрузкой без температурной защиты. Риск перегрева и последующих за ним поломок весьма высок, а сбой в работе электромотора, в свою очередь, может приводить к нарушениям в работе оборудования и срывам всего производственного цикла, к браку продукции и нештатным ситуациям. Чтобы не допустить этого, следует заблаговременно позаботиться о приобретении электродвигателя с защитой от перегрева.

Omec Motors предлагает широкий ассортимент современных асинхронных двигателей, оборудованных температурными датчиками. Специалисты компании будут рады помочь с выбором подходящего электромотора, отвечающего всем потребностям производства.