Подшипники – необходимый конструкционный элемент любого вращающегося механизма. В электромоторах на них устанавливается коленчатый вал, легкое вращение которого достигается именно за счет использования подшипников.

В электрическом двигателе подшипник является опорой вала, позволяя сохранять необходимый воздушный зазор между статором и ротором. Подшипники также передают нагрузку с вала на корпус электромотора.

Правильный их выбор (типоразмер и конструкция) позволяет повысить КПД двигателя. В основном это достигается за счет снижения трения – потери мощности также снижаются, что увеличивает КПД.

Можно выделить несколько разновидностей подшипников, но все их объединяет одно, а именно – наличие так называемого "вкладыша", то есть листа стали со специальным покрытием.

Все виды подшипников можно объединить в две большие группы: скольжения и качения.

ПОДШИПНИКИ В ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯХ

Поддержка подшипников в рабочем состоянии требует регулярного смазывания. При этом количество смазки и способ ее подачи должны быть строго рассчитаны.

Частота техобслуживания подшипников и график смазывания принимаются с учетом условий работы двигателя, нюансов рабочей среды и доступности самого оборудования для проведения плановых работ. Во многих случаях есть возможность значительно увеличить интервалы между смазками, повышая эффективность уплотнений. В ряде случаев данные мероприятия могут продлить межсмазочный интервал подшипников, установленных в электромоторе, до интервала, аналогичного таковому у подшипников колесных пар. В конечном итоге, это дает возможность сократить расходы на обслуживание. Это важно, так как для двигателей небольшого размера при выходе подшипника из строя ремонт может оказаться нецелесообразным с точки зрения затрат. Поэтому с самого начала необходимо уделить внимание своевременному обслуживанию и, при необходимости, замене подшипников.

Что касается электродвигателей крупного оборудования, то выход из строя их подшипников зачастую становится причиной серьезных неисправностей. Кроме того, поломка и простой оборудования могут привести к простаиванию всей производственной цепочки, что влечет за собой финансовые потери. По этой причине, кроме своевременного ухода, важно обращать внимание на исходное качество деталей – подшипники должны быть надежными, удобными в обслуживании и установке.

Различные моторы используют различные типы подшипников – в зависимости от размера, мощности и других параметров. К примеру, в двигателях малого и среднего размера применяются закрытые подшипники, которые нет возможности разобрать. В более крупных моторах применяются открытые варианты с возможностью разборки.

Выбирая подшипник, следует в обязательном порядке обратить внимание на стандарт защиты (IP). Данная информация указывается в документации на изделие. Код отражает два важнейших параметра: степень защиты от попадания влаги и защиту от опасных прикосновений.