Ключевым показателем качества любого электрического двигателя является его надежность. Под надежностью двигателя понимается способность выполнять свои функции, сохраняя при этом нормативные значения эксплуатационных параметров (в зависимости от режима работы, условий использования, регулярности техобслуживания и ремонта, условий хранения и транспортировки).

Надежность электродвигателя является комплексным качеством. А это означает, что параметры, включаемые в данное понятие, могут варьироваться в зависимости от назначения двигателя и условий его использования. Так, понятие надежности может также включать долговечность, безотказность, пригодность к ремонту, а также все или некоторые из этих качеств.

 Долговечность – это параметр, отражающий свойство электродвигателя сохранять нормальную работоспособность в течение заданного времени.

Безотказность – способность электродвигателя к непрерывной работе в течение определенного времени или до достижения той или иной наработки.

Пригодность к ремонту – качество электродвигателя, которое отражает возможность проведения с данным двигателем ремонтных работ, направленных на выявление причины сбоя или отказа и устранение ее.

Сохраняемость – это качество электромотора отражает его способность в течение всего периода транспортировки и сразу после нее сохранять свое рабочее состояние.

Если говорить о состоянии электродвигателя, то здесь ключевыми являются следующие понятия:

  • исправность – это состояние, при котором двигатель полностью отвечает всем требованиям, прописанным в его нормативно-технической документации,
  • неисправность – отклонение от вышеуказанных требований,
  • работоспособность – состояние двигателя, означающее, что все параметры, которые характеризуют возможность данного мотора выполнять свои функции, полностью соответствуют требованиям, прописанным в нормативно-технической документации этого двигателя,
  • неработоспособность – противоположное состояние.

Кроме того, принято выделять так называемое предельное состояние – это состояние мотора, не допускающее его дальнейшую эксплуатацию. Предельное состояние возникает как следствие грубого нарушения требований безопасности, которое невозможно устранить, или износа либо повреждения двигателя до состояния, при котором его ремонт становится нецелесообразным. Критерии наступления предельного состояния прописываются в нормативно-технических документах двигателя.

Что касается событий, связанных с изменением основных состояний электродвигателя, то среди них выделяются два ключевых:

  • повреждение – событие, отражающее нарушение исправности мотора или отдельных его узлов вследствие внешнего воздействия чрезмерной силы. Повреждение может нарушать работоспособность двигателя, и в этом случае оно считается существенным, или не нарушать, в этом случае оно называется несущественным,
  • отказ – событие, обозначающее нарушение работоспособности мотора. Существуют различные виды отказов – внезапный и постепенный, эксплуатационный и производственный, конструктивный, перемежающийся, независимый и зависимый.

В зависимости от того, возможно ли восстановление мотора после повреждения или отказа, электродвигатели подразделяются на ремонтируемые и неремонтируемые. Кроме того, принято выделять восстанавливаемые и невосстанавливаемые двигатели. Большинство моторов подлежат ремонту, однако далеко не каждый двигатель является восстанавливаемым. При использовании последнего термина принимается во внимание экономическая оправданность ремонта. Если ремонт двигателя обойдется дороже, чем покупка нового мотора, то такой двигатель относится к категории невосстанавливаемых.

Для описания качеств электродвигателей также применяется еще несколько терминов.

Наработка – общая продолжительность работы мотора (объем его работы). Как правило, данный параметр выражается в единицах времени, однако иногда могут применяться и другие единицы, к примеру, киловатт-часы.

Ресурс (технический ресурс) – это наработка мотора с момента введения в эксплуатацию и до момента наступления предельного состояния.

Срок службы – календарная длительность работы мотора или его отдельных узлов до момента наступления предельного состояния.

Срок сохраняемости – календарная длительность хранения или транспортировки электромотора (либо то и другое), в течение которых соблюдаются нормативные заданные условия и после которых электромотор обладает параметрами, прописанными в его технической документации.

Показатель надежности – это количественная характеристика, применяемая к одному или нескольким свойствам, отражающим надежность мотора.

Перечисленные параметры могут быть единичными или комплексными.